Кино как птица
Россия — это мифическая страна, гигантское пространство. Знают об этом многие, а показать на большом экране могут единицы. Алексей Федорченко и его команда – может. Манера Федорченко как режиссера из провинции сочетает в себе уместную непринужденную мистификацию и поэтическое прозрение. Коллеги-партнеры кинофильма тоже как на подбор в его стиле: сценарист с большим чувством юмора, фольклорист из Казани, лауреат премии «Дебют» — Денис Осокин, думающий самородок по выстраиванию кадра — оператор Михаил Кричман.
Сюжет передается как камерный жалобный рассказ, который напоминает интонации лирического стихотворения одного из главных героев ленты, поэта (в фильме его играет Виктор Сухоруков). Это прощальная песня малому народу мерян, который проживает на просторах Волги. Она звучит пронзительно и скорбно, и это связано скорее всего с тем, что все этнические ритуалы придуманы авторами кинопроекта. Страдание и тоска нарастает с каждой минутой действия фильма, они разливаются в воздухе и поглощают зрителя, увлекая его в мир размеренного путешествия к берегу великой реки. Герой фильма — директор комбината хочет там устроить прощально-погребальный обряд для своей жены. В этой дороге его (директора) сопровождают рассказчик и фотограф Аист, а также две птички-овсянки, которые и поставят в этой элегии души заключительную точку, весьма неуклюжую, прощебетав щемящую песню.