Здесь Брест, там Минск, а там Берлин
В фильме показана история Бресткой крепости в первые дни войны. Кинокартина построен из разных сюжетных событий, которые рассказаны словами юного военного музыканта Александра Акимова и объединены в его судьбу. Он успевает оказаться во всех ключевых точках обороны Бресткой крепости, и даже совершить пару подвигов.
На главной площади города танцуют пары под аккомпанемент военного оркестра «На сопках Маньжурии», статный офицер и его семья фотографируется, дети шалят и едят мороженное. Только вот надписи нет «Мирная жизнь» или «День до войны». Все сделано до малейших штампов современного представления предвоенного времени. Так и хочется сказать, что режиссер картины Сергей Михалков, который увидел бы себя в этом кино как в королевстве кривых зеркал. В картинах Михалкова эти притворно-постановочные сцены живые, а здесь в фильме Александра Котта это статические картинки, меняющиеся в строгой последовательности. Такая же история и со боевыми действиями: горы трупов, оторванные части тел, кровь, грязь, но явная бестолковой бутафория. А панорамные съемки по местам действий поражают своей эстетической художественностью: тщательно-выстроенные перевернутые орудия, обрушенные здания, изверженная местами земля. На этот фон можно было бы не обращать внимания, если бы была рассказана история истинной обороны Бресткой крепости. Однако и тут вышла промашка, в фильме только один эпизод был убедителен — яркая и убедительная паника после первой бомбардировки.
При просмотре фильма лучше не включать логику и не задумываться над рациональными вопросами, иначе построенные сюжетные линии рушатся как карточный домик. Во-первых, не выстроена хронология происходящих событий. Не понимая и не зная, что там истина (а мало у кого есть исторические представления), то тяжело сориентироваться и разобраться в несвязных между собой событиях. Даже эпизоды (например, атака в цитадели), которые являются фактом по учебникам истории, выглядят как хорошо поставленная картинка в кадре. Остается осадок броуновского движения. Во-вторых, режиссерская манера Александра Котта съемок боевых эпизодов — «по Спилбергу» — только усиливает ощущения натянутости сюжета.