Раздвоение личности
Одно из культовых произведений викторианской эпохи – повесть Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». По количеству экранизаций она обгоняет даже «Портрет Дориана Грея», но, как и в первом случае, существует одна классическая версия, которую пока никто не превзошёл – это фильм 1931 года режиссёра Рубена Мамуляна.
В основу повести Стивенсона и, соответственно, фильма Мамуляна положен довольно распространённый в эпоху романтизма сюжет о допельгангерах – двойниках человека, отражающих его злую, обычно скрываемую сущность. Но поскольку действие происходит в викторианскую эпоху, то история переосмысляется через призму научно-технического прогресса. Именно поэтому в своего двойника – довольно неприятную личность мистера Хайда – доктор Джекилл превращается с помощью изобретённого им самим лекарства.
Картина «Доктор Джекилл и мистер Хайд» поражает, прежде всего, новаторской для той поры работой оператора (фильм начинается с того, что камера снимает будто бы от лица Джекилла) и вполне достоверным гримом мистера Хайда. Не вызывает нареканий и игра Фредрика Марча, который одинаково убедителен и в образе доброго и сострадательного доктора Джекилла, и в образе его тёмной стороны – мистера Хайда. Фильм Рубена Мамуляна понравится даже самым верным поклонникам Стивенсона, так как снят довольно близко к тексту первоисточника.
В наше время кино может восприниматься немного сложно из-за павильонных съёмок, которые видны невооружённым взглядом. Именно поэтому все приметы викторианской эпохи кажутся всего лишь театральной декорацией, мало отношения имеющей к настоящим живым людям.