Дьявольский портрет
«Портрет Дориана Грея», пожалуй, самое скандальное произведение Оскара Уайльда, которое не перестаёт привлекать внимания режиссёров с самого начала истории кинематографа. Роман экранизировался больше двадцати раз, первый вариант, снятый в Дании, датирован 1910 годом, последний на сегодняшний день вышел совсем недавно – в 2009. Такая популярность абсолютно оправдана, ведь «Портрет Дориана Грея» даёт большой простор для трактовок, да и снимать его можно практически в любом жанре. В романе есть элементы драмы, фантастики и чуть ли не философской притчи. И в каждой экранизации на первый план выходил тот или иной аспект произведения.
Пожалуй, самый лучший вариант «Портрета Дориана Грея» был снят в Америке, в 1945 году режиссёром Адамом Левиным. Картина получила «Оскар» за операторскую работу в чёрно-белом кино, причём совершенно заслужено. В фильме использован простой приём – в самые важные моменты, напрямую связанные с портретом, он становится цветным. Действует это примерно так же, как раскрашенный вручную флаг в картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».
Ключевая проблема, которая встаёт перед всеми, кто снимает «Портрет Дориана Грея», — выбор актёра на главную роль. В данном случае, избежать неудачи не удалось. Внешность Херда Хэтфилда с самого начала производит отталкивающее впечатление, его Дориан Грей сразу же похож на хладнокровного маньяка. По сравнению с ним даже Бен Барнс, сыгравший Дориана в последней, не очень удачной, экранизации выглядит приемлемо.
В остальном же, претензий к фильму практически нет – Адам Левин снял картину, отражающую дух романа и, насколько это вообще возможно, полно передающую его философию. Хотя, конечно, режиссёр вольно или невольно «американизирует» произведение Уайльда. Все актёры, за исключением, пожалуй, Джорджа Сандерса, сыгравшего лорда Генри, мало общего имеют с утончённым аристократизмом британцев. Да и придуманное режиссёром (или сценаристом) изменение – Дориан Грей влюбляется не в театральную актрису, а в певичку из довольно среднего кабака – тоже способствует созданию атмосферы скорее не викторианской Англии, а США того же времени.