Звягинцев и его «Елена»
С блестящим режиссёром Звягинцевым до сегодня были знакомы далеко не все. Своим дебютным фильмом «Возвращение» он покорил сразу несколько международных кинофестивалей, к тому же получил за фильм похвалу от именитого Ингмара Бергмана. В прессе режиссёра почему – то хором окрестили «Тарковским нашего времени». Не смотря на колоссальный успех в кругу ценителей интеллектуального кино, для обывателей Звягинцев оставался режиссёром, который живёт в своём собственном мире, вне времени и вне пространства.
В его фильмах звучали долгие и умные вопросительные предложения, которые он адресовывал к Богу, но никогда не требовал на них ответа. Он любил поговорить о вечном и декламировать с экранов возвышенные проповеди, на что среднестатистический зритель отвечал ему явной скукой. Ситуация кардинально изменилась с выходом его новой картины. В «Елене», по всей видимости, Бог стал отвечать Звягинцеву. Дай Бог, чтобы нынешний Звягинцев уже не возвращался к «Звягинцеву прошлому», и всегда получал ответы на свои философские фопросы.
На первый взгляд, «Елена» — это лаконичная притча, которая рассказывается здесь и сейчас. Кажется, всё понятно и просто… Но это же Звягинцев.
История рассказывает о двух жизнях бывшей сиделки по имени Елена. В центре Москвы – это довольно обеспеченная дама, которая живёт вместе со своим богатым мужем, а в пригороде – это мать, которая регулярно навещает своего непутёвого сына и его семью, отдавая им всю свою пенсию. Звягинцев эффектно и красочно противопоставляет две жизни.
Особого действия в фильме нет. Лишь под конец довольно скупой супруг Елены решает отдать всё имущество своей блудной дочери, а семейство женщины продолжает методично вытягивать из неё деньги. Вроде бы, обычная мелодрама, но напряжение при просмотре киноленты колоссальное.
Музыка Филипа Гласса, к финалу фильма уже больше походит на тревожный марш приближающейся катастрофы, кажется, что всё вокруг наэлектризовано до предела.
Звягинцев сумел превратить эту историю о жизни обычной женщины чуть ли не в триллер Хичкока. Финальные выводы, которые звучат в фильме, сделали из него одно из самых смелых авторских высказываний о жизни современной России.
«Елену» можно понимать по – разному. С одного ракурса, это современная история о противостоянии с высшими силами. Согласно всем законам в сюжете рассказывается о Родине – матери, её неказистых детях и Боге, который оставляет нуждающимся только надежду на лучшее, что порождает в них огромную волну гнева. С другого ракурса — это диагноз, который режиссёр вынес современному обществу, и проигнорировать который не получится. Звягинцев громко и уверенно заявляет: путинская Россия стремительно катится в пропасть, вырваться из одного социального класса в другой сегодня невозможно, братства в нашей стране нет, и никогда не будет…
Единственный выход – не роптать на Бога и власть, а приспосабливаться. Приспосабливаться к «волчьей жизни» и жить по её законам.
Судя по некоторым источником уже совсем скоро появится новый сезон Сериала Интерны. В скором времени на нашем блоге появится возможность смотреть Интерны на сайте онлайн.