События в Ясной поляне
Чувствительный молодой человек Булгаков (МакЭвой), истинный ценитель мироощущения Льва Толстого, устраивается к нему секретарем. По приеду в Ясную Поляну он оказывается втянутым в войну страстей, которые разгорелись вокруг авторского наследия Толстого. С одной стороны — умница жена Софья Андреевна Толстая (Хелен Миррен), для которой важнее благополучие семьи и ее спокойствие; с другой стороны — верный друг писателя Чертков (Пол Джаматти), пытающийся создать прижизненного святого из Толстого.
Вот здесь и возникает первое противоречие русской души с фильмом, ведь Лев Николаевич, несмотря на его заслуги, никогда не значился в русской литературе «всем», например, в отличии от Александра Сергеевича Пушкина, который был и героем своего времени, и мечтою режиссёра-экранизатора.
Лев Николаевич Толстой, как все мы помним, позволял в пожилом возрасте определенные причуды, да и вообще из-за них и не только был отлучен от церкви. Да и образ дедушки Толстого у нас выглядит весьма шаблонно: старичок с белой бородой, на коленях которого крестьянские дети читают азбуку. Отчего и сложно представить, чтобы фильм с таким сценарием был снят в России и чтобы кто-то из отечественных актеров, не побоявшись критики и сплетен, сыграл мелодраму с русской душой Хелен Миррен, страстно шепчущей на ушко супругу «де ты еще у меня петушок». Для этого нам нужен был Хоффманн.
Да и сам американец, ставя на большом экране роман Джея Парини, высказывался, что «Последнее воскресение» — это фильм только о любви, и ни о чем больше. Однако отношения мужа и жены удачно переплетаются с основами толстовского учения о всеобщей любви. И фильм получается на редкость разнообразным: бурные страсти, «толстовство» для начинающих, колоритные русские березки и неподражаемая Хелен Миррен с револьвером.
Впрочем Хоффман в ленте позволяет иронию в классической обертке, тем самым превращая голливудский драматизм в невинный фарс. Жители Ясной Поляны страстно увлечены литературой, и они сами как персонажи ненаписанных романов Льва Толстого: графиня Софья Андреевна хочет утопиться, секретарь Булгаков нервно кашляет, а из-за дерева русской души березы кажется, что сейчас выглянет со своей чувственной тонкой иронией Антон Павлович Чехов, который и вдохновил Хоффмана и которого очень любил Лев Николаевич.