Отзыв о фильме Рай: Надежда
Новый фильм Ульриха Зайдля — фрейдистский гимн сексуально озабоченному жиру. Сразу оговорюсь, что это часть трилогии (зритель уже знаком с «Любовью» и «Верой»), завершающая круг поисков себя в жестоком мире секс-рабства и отрицающих религиозный опиум отступников.
Итак, летняя пора. Мать главной героини, как мы помним из предыдущих частей, отжигает в Кении, а тетя приобщает к католической вере циничных атеистов. Достигшую переходного возраста Мелани отправляют в специализированный лагерь для упитанных подростков, где у каждого есть свой собственный велотренажер. Пища там настолько страшна, что ее даже из кадра вырезают, а гестаповец-физрук гоняет жирдяев по залу, пространно рассуждая о командном духе и самодисциплине. Несознательные элементы, нарушающие порядок после отбоя, выставляются в коридор.
Мелани обзаводится новой подружкой — развязной соседкой по комнате и страстно влюбляется в задорного доктора, который старше ее лет на сорок.
Все три киноленты австрийского режиссера в той или иной степени раскрывают тему любви и ее поиска. В «Надежде» перед нами предстает подростковое чувство — наивное и робкое, но в то же время напористое, закрывающее глаза на все возникающие преграды. Впрочем, и оно принимает весьма причудливые формы: доктор учит Мелани искусству управления стетоскопом, дети по ночам говорят об оральном сексе и организуют рейды на кухню. Невинное путешествие к заброшенному пруду оборачивается интимной сценой.
Надежда на светлое «завтра» прорастает из предрассветного тумана, из полуночных задушевных бесед и безмолвных пограничных отношений. Есть в фильме и разочарование, но есть возвращение в райские кущи, обретение себя любимой. Или, во всяком случае, утешение.