Отзыв о фильме Пена дней
Контркультурные шестидесятые, когда еще только появлялось телевидение, подарили миру «Пену дней» Бориса Виана, а спустя полвека Мишель Гондри осчастливил неформатного зрителя экранизацией культового романа. Надо признать, никто кроме Гондри не справился бы с задачей визуализации столь необычного текста.
Клипмейкер Бьорк, приложивший руку к «Вечному сиянию чистого разума», Гондри всегда в центре андеграунда.
Есть экранизации плохие, есть хорошие, а есть альтернативные, где на символических перекрестках встречаются оба творца — писатель и режиссер. Между ними разворачивается заочная полемика, нередко базовый сюжет трактуется по-разному. А не в этом ли сила искусства? Когда произведение начинает жизнь, тень отделяется от человека и бросает ему вызов, когда читатель (или зритель) ведет незримый спор с предложенным ему материалом? Таков «Солярис» Тарковского, не принятый Лемом. Таков Виан в интерпретации Гондри.
Перед нами гротескная феерия, ошеломляющая своей образной системой. В телевизоре селится повар, подающий через экран советы, по квартире Колена мечутся дверные звонки, ноги танцоров удлиняются, а шнурки умеют завязываться самостоятельно.
Как это часто бывает с произведениями, возводящими стилистику в абсолют, сюжет картины уступает видеоряду. Незамысловатая драма персонажа, влюбленного в умирающую девушку, сходу выдернет из памяти «Сладкий ноябрь» или «Осень в Нью-Йорке».
Атмосфера сюрреализма отодвигает главных героях из круга сопереживания. Отсутствие художественной достоверности, логичного объяснения происходящего, обращает драматическую основу в забавную игру воображения. Кажущийся бред «Вечного сияния» на поверку оборачивался четкой фантастической идеей, и эта достоверность придавала персонажу Керри дополнительную глубину. «Пена» выглядит не столь убедительно.