Отзыв о фильме Майор
Пожалуй, одна из самых неоднозначных премьер российского проката, вызвавшая шквал полярных мнений кинокритиков. Фильм Юрия Быкова обласкан ценителями в Каннах, проигнорирован на «Кинотавре» и увенчан тремя премиями на Шанхайском фестивале.
Начальник РУВД спешит к дражайшей супруге в роддом и в пути случайно сбивает насмерть 6-летнего ребенка. Вызывается бригада «своих», которые спешно корректируют место преступления. Сам он, по сути, ничего не решает. Законы круговой поруки гласят, что честь мундира не должна быть запятнана, поскольку начальник — лицо всего управления полиции. К тому же — выборы на носу. В раскрытии убийства никто не заинтересован.
Начинается прессинг на мать убитого мальчика, поскольку ей нужно подписать «правильные» документы. Быков переворачивает восприятие зрителя многократно, играет с нами в этические кошки-мышки. Тот, кто в начале повествования видится героем, позже превращается в последнюю сволочь. А моральный урод неожиданно находит в себе силы бросить вызов системе. Вот и майор, которого все так упорно выгораживали, вдруг прозревает и принимает мужское решение — признаться в содеянном.
У каждого есть своя мотивация, своя правда. Даже законченный подонок, который постоянно думает какой автомобиль купить, имеет определенные ориентиры. Зритель путается в этих полутонах, умело сплетенных Быковым, мечется в лабиринте двойных стандартов. Здесь невозможно вычислить правого и виноватого, а преступник и жертва порой неотличимы. Иллюзорные понятия «свой/чужой» подменяют человечность — и это действительно страшно.